ДАВЫ́ДОВ Степ. Ив. (1777-1825) - композитор, дирижер, педагог. Муз. образование получил в Придворном хоре (1786-95). Благодаря проявленной "редкой способности к сочинению" был определен для занятий композицией к Д. Сарти (1795-1801) в звании "пансионера". В 1800-04 и 1806-10 - капельмейстер Петерб. т-ров, учитель пения в театр. школе, в 1814-24 в тех же должностях в Москве. Первые соч. для т-ра - балеты "Увенчанная благость" (1801) и "Жертвоприношение благодарности" (1802), пост. И. В. Вальберхом. Автор опер "Леста, днепровская русалка" (1805) и "Русалка" (1807) как продолжений переводных опер венского комп. Ф. Кауэра "Днепровская русалка", ч. 1 и 2 (1803, 1804). Сотрудничал с чл. державинской "Беседы...": музыка к трагедии "Ирод и Мариамна" Г. Р. Державина (1808), "Электра и Орест" А. Грузинцова (1809), "Амбоар и Оренгцеб или Нашествие моголов" П. А. Корсакова (1814) и др. В период антинаполеоновской борьбы с огромным успехом ставились в Москве его дивертисменты: "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" (1815), "1 мая, или Гулянье в Сокольниках" и "Гулянье на Воробьевых горах" (оба в 1816), "Праздник жатвы" (1823) и др. Д. "единственный соперник Бортнянского по духовной части", по словам знатоков, написал Полную Литургию Иоанна Златоуста, 12 четырехголосных и 4 двухорных концертов (песня из к-рого "Среди долины ровныя" на стихи А. Мерзлякова стала народной).
давыдов степан иванович
Энциклопедический словарь
Давы́дов Степан Иванович (1777-1825), композитор, дирижёр. Из крепостных. Ученик Дж. Сарти. Капельмейстер театра Шереметевых, московских казённых театров. Огромной популярностью пользовалась «Леста, днепровская русалка» (1805, 3-я часть оперной тетралогии) - первая русская «волшебная опера». Два балета, сценические дивертисменты (в том числе «Семик, или Гулянье в Марьиной роще»), хоровые духовные сочинения.
Большой энциклопедический словарь
Давы́дов Степан Иванович (17771825), композитор, дирижёр. Из крепостных. Ученик Дж. Сарти. Капельмейстер театра Шереметевых, московских казённых театров. Огромной популярностью пользовалась «Леста, днепровская русалка» (1805, 3-я часть оперной тетралогии) первая русская «волшебная опера». 2 балета, сценические дивертисменты (в том числе «Семик, или Гулянье в Марьиной роще»), хоровые духовные сочинения.